Водителей не хватает
Уже второй год подряд объемы автомагистральных перевозок растут, а железнодорожных и трубопроводных – снижаются. Доля автотранспорта в общем объеме перевозок достигла по итогам 2023 года почти 72% (для сравнения, в 2021 году – 68%), следует из данных Росстата.
– Это говорит о востребованности автомобильных перевозок, – сказал в понедельник на пресс-конференции вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. – Однако дальнейшее развитие отрасли сдерживается острой нехваткой водителей.
По данным исследования, проведенного Институтом социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН), 68,4% компаний отмечают дефицит водительских кадров*.
– Серьезнейшая нехватка кадров в автомобильных грузоперевозках становится одним из главных факторов, влияющих на устойчивость этой стратегически важной отрасли, – сказала заместитель директора ИСПИ ФНИСЦ РАН Наталия Великая. – Одним из вариантов решения проблемы может стать системная работа по подготовке молодых водителей, привлечение в профессию женщин, в перспективе – и более широкое использование беспилотного управления транспортом.
Дамы сядут за баранки
И если по поводу привлечения молодых кадров особых вопросов не возникает, то агитация женщин в дальнобойщицы - вопрос спорный: а как же охрана труда, тяжелые условия работы?
– Да, сейчас женщин на дальнобойных перевозках единицы, – сказал KP.RU Шапарин. – Но времена меняются, современная техника гораздо более дружелюбна к человеку. За рубежом женщины работают на современных грузовиках. У меня знакомая, бывшая наша соотечественница – дальнобойщица в США, и все у нее нормально. В современном магистральном грузовике есть и спальные места, и стиральная машина, и возможность приготовить. А в современных китайских машинах есть даже душевые кабины, так что это уже совсем другой уровень комфорта. Если зарплаты в этой отрасли возрастут, а мне кажется, что так и будет, то женщины начнут осваивать большегрузы, как они уже сейчас активно осваивают курьерскую доставку.
Беспилотники помогут. Но не сейчас
Что касается развития беспилотного транспорта, то магистральные перевозки, особенно, контейнерные — для него самое перспективное направление, считает эксперт.
– Кроме того, беспилотники можно использовать при перевозке грузов по «зимникам» (трассы, эксплуатация которых возможна только при минусовой температуре, – Ред.) в условиях Крайнего Севера, - продолжил Шапарин. – Там сложные дороги, но если ты проложил «зимник», то он в течение сезона достаточно стабилен. Беспилотные технологии развиваются активно, но пока не вышли на уровень коммерческих проектов.
Почему подорожали перевозки
Еще одна проблема, на которую обратил внимание Шапарин — устаревание парка большегрузов.
– Государству необходимо предпринимать срочные меры для поддержки грузоперевозчиков и обеспечения возможностей для обновления парка автомобилей, – сказал он. – Устаревание парка увеличит издержки транспортных компаний, что в перспективе приведет к дальнейшему росту цен на грузоперевозки.
По данным логистической компании FM Logistic, стоимость автоперевозок в 2023 году увеличилась на 40%.
*Исследование производилось в форме экспертного опроса руководителей и владельцев автотранспортных предприятий. Опрошено 276 представителей компаний из 61 региона страны, были охвачены все сегменты рынка грузоперевозок, от индивидуальных предпринимателей до лидеров отрасли.